С 30 мая 2025 года меняется закон «О персональных данных». В изменениях учли работу интернет-площадок с данными пользователей, а также существенно увеличились штрафы за нарушение правил. Как безопасно подготовиться к изменениям – рассказали в статье.
Под персональными данными понимаются любые сведения, связанные с человеком, включая:
ФИО;
дата рождения
контактные данные (телефон, email, адрес)
Даже если вы собираете хоть один из этих пунктов на своём сайте, лендинге, в чат-боте или на любой другой площадке, то вы становитесь оператором персональных данных и обязаны соблюдать закон.
Под обработкой персональных данных понимается любое действие с собранной информацией:
сбор, хранение, систематизация;
условия использования и передачи информации третьим лицам;
обезличивание, удаление или уничтожение сведений.
То есть если вы запрашиваете и получаете номер телефона пользователя и записываете его в блокнот или заносите в CRM-систему, то это считается обработкой данных.
Перед сбором персональных данных нужно уведомить Роскомнадзор, иными словами, быть в реестре операторов персональных данных. Исключение из правила — организации, которые обрабатывали данные до вступления закона в силу, но при определенных условиях. Они могут уведомить регулятора постфактум. Подробнее об условиях в статье 22 №152-ФЗ
Перед подачей уведомления необходимо подготовить:
Комплект документов, включая положение об обработке персональных данных и приказы о назначении ответственных лиц.
Организационные и технические меры безопасности, например, ограничения доступа и установка паролей.
Уведомление подаётся одним из трёх способов:
Скриншот формы с сайта Роскомнадзора
В уведомлении необходимо указать информацию об операторе, целях обработки, методах хранения и защиты данных. После получения заявления регулятор вносит данные в реестр операторов в течение 30 дней.
При сборе данных через сайты, формы подписки или рассылки необходимо:
Получить явное согласие на обработку персональных данных, используя галочки или другие подтверждающие механизмы;
Обеспечить безопасность персональных данных при передаче и хранении, используя шифрование и защищённые протоколы;
Не передавать данные третьим лицам без согласия пользователя.
Невыполнение требований закона грозит:
Для должностных лиц – от 10 000 до 75 000 рублей (статья 13.11 КоАП РФ)
Для юр.лиц – до 1 миллиона рублей (статья 13.11 КоАП РФ)
Возможными исками от пострадавших пользователей
Репутационными потерями и снижением доверия клиентов
Сразу стоит сказать, что это два разных документа, хоть они и похожи.
В политике конфиденциальности прописывают какую информацию и с какой целью собирают в компании в целом, а не только на сайте.
В политике обработки персональных данных описываются процессы сбора, хранения, использования и защиты персональных данных.
Для размещения на сайте достаточно разработать Политику обработки персональных данных и разместить ссылку на неё в подвале сайта.
Наш подвал с размещенным документом
По закону, оператору данных необходимо получить явное согласие пользователя на обработку данных. Для этого достаточно разместить в каждой форме заявки надпись «Нажимая кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных». Хотя рекомендуется добавить чекбокс с галочкой, чтобы согласие пользователя было явным.
Справа от кнопки размещен текст про согласие с ссылкой на документ
Важно: если вы используете данные для целей, не описанных в документе, нужно разработать дополнительный документ и обязательно поставить чекбокс с не проставленной галочкой и гиперссылкой на новый документ. Например, в Политике обработки данных вы указали, что собираете информацию для обратного звонка, но решили использовать эти данные для своего исследования.
Для надежной защиты персональных данных рекомендуется:
Запрашивать согласие на обработку персональных данных и хранить подтверждения
Ограничивать доступ к данным внутри компании по необходимости
Использовать средства защиты информации: антивирусы, межсетевые экраны, шифрование баз данных
Проводить регулярные обучения сотрудников по требованиям закона о персональных данных
Регулярно проверять соблюдения требований.
– Вы есть в реестре оператора персональных данных или уже подали заявку в Роскомнадзор;
– На сайте на видном месте есть ссылка на документ «Политика обработки персональных данных». Документ актуальный и включает в себя обязательные пункты;
– В каждой форме заявки указано про согласие на обработку персональных данных;
– В каждую подпись про согласие вшита ссылка на документ;
– Пользователь сайта получает уведомление о сборе персональных данных через cookies.